(812) 645-67-97 (812) 645-07-67 e-mail: rubikon-eko@mail.ru   
Заказать обратный звонок     Реестры СДС    Вход      Регистрация        Facebook alt 3Twitter alt 1  
009   321 Доступная среда для инвалидов   Доступная среда

Экологическое обучение

  28 АВГУСТА 2017
КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Обучение

21 АВГУСТА 2017
ОБУЧЕНИЕ
ПО ДОСТУПНОЙ СРЕДЕ

Школы, детские сады, больницы, пенсионные фонды и многое другое – все это важные элементы в жизни каждого человека. Но помимо них, нельзя забывать о заведениях, которые обеспечивают людям комфортное и полноценное общественное участие к их просвещению. К этим заведениям можно отнести музеи, кинотеатры, торговые центры, рестораны и другое.

Не все люди могут самостоятельно обеспечивать доступ ко всем перечисленным видам структур. У каждого своя особенность и иногда она препятствует той или иной деятельности человека.

Все это создает определенные барьеры, с которыми общество медленно, но верно старается бороться. Формирование сознания человека о том, что все люди должны в равной мере реализовывать свои права и обязанности, просвещение о всех возможных способах контакта с людьми с определенными особенностями, участие государства в поддержке необходимых мер по этим вопросам – верный путь к становление полноценного общества.

В настоящее время законодательная база нашего государства не в полной мере учитывает все нюансы данного вопроса, многие заведения и учреждения не обеспечивают беспрепятственное их использование, но шаги в правильном направлении уже сделаны. Существуют организации, которые нацелены на решение этих вопросов всеми возможными на данный момент способами. Лишь участие каждого человека поможет в развитии нашего общества.

Порядок подготовки и принятия решений для дальнейшего формирования доступности объекта для маломобильных групп населения (далее – МГН) базируется на комплексной оценке состояния окружающей архитектурной среды (зданий или участков) и порядка предоставления услуг.

Основной международный документ, определяющий общие принципы создания безбарьерной среды – КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ.

Цель Конвенции заключается в поощрении, защите и обеспечении полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также в поощрении уважения присущего им достоинства.

В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

Практика участия экспертов Аккредитованного органа Системы сертификации (Региональный Учебно-Информационный Центр «РУБИКОН») в мероприятиях проводимых прокуратурой ряда субъектов, позволяет сделать однозначный вывод о наличии системных несоответствий при формировании и реализации дорожных карт и иных проектов и программ по формированию среды доступности, характеризующихся искажением информации о планируемых и реализуемых мерах по предупреждению причинения вреда здоровью инвалидов и иных МГН на социально значимых объектах городской инфраструктуры.

Суть системных несоответствий выявленных в процессе участия в проверках сводится к следующему:

1. "Анкета по определению доступности объекта", формируемая хозяйствующими субъектами в большинстве случаев не соответствует фактическому состоянию.

2. Меры по адаптации объекта, формируемые на основании проведенного анкетирования, повсеместно не обеспечивают исполнение требований ст. 1065 Гражданского кодекса РФ (предупреждение причинения вреда), создавая не только условия по реализации такой угрозы в будущем, но и создают условия неэффективного или нецелевого использования бюджетных средств (для социально значимых объектов бюджетной сферы)

3. Доступность объектов для инвалидов, передвигающихся на кресле-коляске, в большинстве случаев, носит формальный характер. В ряде объектов условия доступа (наличие пандуса или подъемника) обеспечивают доступ только к входной группе объекта. При этом получение услуги остается невозможным.

4. Обследуя объекты (в т.ч. и специализированные центры) на предмет доступности для инвалидов с нарушением зрения и слуха, установлено, что на объектах повсеместно отсутствуют необходимые и достаточные элементы, обеспечивающие выполнение требований безбарьерности (доступность, безопасность, комфортность и информативность).

5. Большинство обследованных объектов, с учетом выявленных несоответствий, администрациями районов вносятся в перечень доступных объектов социальной инфраструктуры Санкт-Петербурга, что формирует искаженную информацию о доступности объектов и создает условия для недостоверной оценки состояния доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, при исполнении мероприятий Государственной программы «Доступная среда».

6. При подготовке раздела 10 «Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов» проектных материалов, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», исполнителями не проводится обоснование принятых конструктивных, объемно-планировочных и иных технических решений, обеспечивающих безопасное перемещение инвалидов на объектах, а также их эвакуацию в случае пожара или стихийного бедствия. Однако, несмотря на несоответствие материалов проекта критериям доступности, безопасности, информативности и комфортности, большая часть проектов получает положительное заключение как государственной, так и негосударственной и/или вневедомственной экспертизы. Таким образом, еще на этапе проектирования искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создают реальную опасность в будущем для жизни или здоровья людей.

7. Эффективность созданных комиссий по координации деятельности и контролю в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, вызывает обоснованные сомнения.

8. Деятельность сформированных органами исполнительной власти различных уровней общественных или иных инспекций, в состав которой входят инвалиды, так же вызывает сомнения в их независимости, компетентности и беспристрастности, что является необходимым условием положений «Конвенции о правах инвалидов».

9. Образовательными учреждениями, повсеместно не обеспечен доступ МГН, а так же в ряде случаев не созданы условия обучения, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения, специальных учебников, учебных пособий, специальных технических средств обучения и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ, что несоответствует требованиям ст. 79 Федерального Закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

10. В большинстве школ, относящихся так же к избирательным участкам, обустроенные аппарели, создают реальную угрозу жизни и здоровья не только гражданам с особенностями здоровья, но и учащимся в первую очередь младших классов.

11. Персонал, работающий на социально значимых объектах, не подготовлен к работе с различными категориями инвалидов.

12. Деятельность созданных общественных и иных советов, в части необходимости обеспечить формирование и реализацию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, включая определение критериев эффективности работы таких организаций и ведение публичных рейтингов их деятельности не учитывает мнения МГН различных категорий инвалидности.

13. Формируемые сведения о мерах по адаптации ввиду отсутствия их независимой оценки со стороны экспертного сообщества, создают условия повышенных рисков при реализации стратегических планов социально-экономического развития территории или при реализации иных форсайт-проектов (ДК) в области безбарьерной среды.

Причинами выявленных несоответствий являются:

  • Повсеместное игнорирование органами исполнительной власти положений «Конвенции о правах инвалидов», о реализации мер, свободных от конфликта интересов и неуместного влияния, соразмерных обстоятельствам и регулярно проверяемых компетентным, независимым и беспристрастным органом или судебной инстанцией. Таким образом, необходимость независимой оценки соответствия среды доступности, является одним из основных постулатов «Конвенции о правах инвалидов», ратифицированной Российской Федерацией в апреле 2012 года.
  • Отсутствие в задании на проектирование, в техническом задании и/или в договорных отношениях между проектной организацией и заказчиком, требований необходимости независимой оценки соответствия проектных решений с согласованием проектных и/или иных мероприятий обеспечивающих удовлетворение минимальных потребностей инвалидов с общественными объединениями инвалидов, в первую очередь для существующих объектов, которые невозможно полностью приспособить для нужд МГН.
  • Недостаточная профессиональная подготовленность должностных лиц, принимающих соответствующие решения о доступности тех или иных объектов, и о минимально необходимом и достаточном перечне работ и услуг, необходимых к выполнению на объекте, как на уровне хозяйствующих субъектов, так и на уровне соответствующих рабочих комиссий.
  • Отсутствие у руководителей хозяйствующих субъектов на всех этапах принятия решений, культуры безопасности, как квалификационной и психологической подготовленности, при которой обеспечение безбарьерной среды является одной из приоритетных целей и основным элементом социальной ответственности перед обществом.
  • Противоречия в существующих нормативных документах.
  • Формальный подход к процессу формирования мер, обеспечивающих готовность к предупреждению вреда здоровью.
  • Отсутствие должного контроля со стороны органов контроля (надзора)

htmlimagehtmlimage

Предлагаемые меры.

Во исполнение законодательства РФ в области социальной защиты населения, а также в целях реализации Указа Президента Российской Федерации В.В. Путина «О мерах по реализации государственной социальной политики» №597 от 7 мая 2012 года, опираясь на положения Резолюции Генеральной ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г. № 61/106 «Конвенция о правах инвалидов», предлагается следующий механизм работ:

1. В соответствии с «Конвенцией о правах инвалидов», Государства-участники поддерживают, укрепляют, назначают или учреждают у себя структуру, включающую, один или несколько независимых механизмов, для поощрения, защиты и мониторинга за осуществлением настоящей Конвенции. При этом, гражданское общество, в частности инвалиды и представляющие их организации, в полном объеме вовлекаются в процесс наблюдения и участвуют в нем.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона "О техническом регулировании" от 27.12.2002 N 184-ФЗ, добровольное подтверждение соответствия осуществляется для установления соответствия национальным стандартам, предварительным национальным стандартам, стандартам организаций, сводам правил, системам добровольной сертификации, условиям договоров.

Объектами добровольного подтверждения соответствия являются продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются требования.

При этом ст.2 Федерального закона "О техническом регулировании" от 27.12.2002 N 184-ФЗ, установлено, что подтверждение соответствия - документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров;

Таким образом, независимый механизм для поощрения, защиты и мониторинга установленный ст. 33 Конвенция о правах инвалидов на территории Российской Федерации регулируется требованиями ст. 2, 18, 21 Федерального закона "О техническом регулировании" от 27.12.2002 N 184-ФЗ, а именно процедурой добровольной сертификации.

При этом особенностью компетентности, независимости и беспристрастности экспертов являются правила системы сертификации и деятельность аккредитованных в соответствии с этими правилами экспертов и аккредитованных органов.

2. В соответствии с пунктом а) Указа Президента Российской Федерации В.В. Путина «О мерах по реализации государственной социальной политики» №597 от 7 мая 2012 года необходимо создание ежегодно до 14,2 тыс. специальных рабочих мест для инвалидов;

Пунктом 2 Ст. 30 Резолюции Генеральной ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г. № 61/106 «Конвенция о правах инвалидов», Государства-участники принимают надлежащие меры к тому, чтобы наделить инвалидов возможностью развивать и использовать среди прочих свой интеллектуальный потенциал — не только для своего блага, но и ради обогащения всего общества.

Пунктом iii) части 2 ст. 8 Конвенции, определено, что Государства-участники обязуются содействовать признанию навыков, достоинств и способностей инвалидов, а также их вклада на рынке труда;

Во исполнение вышеуказанных требований и положений, правилами системы сертификации, осуществляющей деятельность по оценке соответствия объектов, работ, услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности отдельных категорий граждан, имеющих ограничение в трудоспособности, осуществляется подготовка технических экспертов из числа инвалидов и иных маломобильных групп населения, чья экспертная деятельность направлена на реализацию ст. 33 Конвенция о правах инвалидов.

При этом аккредитованный в порядке, установленном системой сертификации технический эксперт имеет право, осуществлять в дальнейшем деятельность в установленной системой сертификации области аккредитации в качестве индивидуального предпринимателя, что создает условия по исполнению требований Указа Президента Российской Федерации В.В. Путина, в части создания дополнительных рабочих мест, а также в полной мере соответствует положениям Конвенции, в частности п. f) ст. 27, в которой определено, что Государства-участники обеспечивают и поощряют реализацию права на труд, путем принятия, в том числе в законодательном порядке, надлежащих мер, направленных, на расширение возможностей для индивидуальной трудовой деятельности, предпринимательства, развития кооперативов и организации собственного дела;

3. «Конвенцией о правах инвалидов», установлено, что Государства-участники обеспечивают, чтобы все меры, связанные с реализацией правоспособности, предусматривали надлежащие и эффективные гарантии предотвращения злоупотреблений в соответствии с международным правом прав человека.

Такие гарантии должны обеспечивать, чтобы меры, связанные с реализацией правоспособности, ориентировались на уважение прав, воли и предпочтений лица, были свободны от конфликта интересов и неуместного влияния, были соразмерны обстоятельствам этого лица и подстроены под них, применялись в течение как можно меньшего срока и регулярно проверялись компетентным, независимым и беспристрастным органом или судебной инстанцией. Эти гарантии должны быть соразмерны той степени, в которой такие меры затрагивают права и интересы данного лица.

При этом особенностью компетентности, независимости и беспристрастности являются правила системы сертификации и деятельность аккредитованных в соответствии с этими правилами экспертов и аккредитованных органов.

4. Реализация предлагаемого механизма независимой оценки, основанной на процедуре добровольной сертификации, позволит реализовать в полной мере требования пункта к) Указа Президента Российской Федерации В.В. Путина «О мерах по реализации государственной социальной политики» №597 от 7 мая 2012 года в части организации совместно с общественными организациями независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, включая определение критериев эффективности работы таких организаций и введение публичных рейтингов их деятельности, а также позволит формировать мероприятия дорожного картирования в объеме достаточном для обеспечения мер предупреждения причинения вреда, обеспечит должный уровень контроля за реализацией мероприятий ДК, а также позволит решить ряд взаимосвязанных задач ДК (напр. Создание рабочих мест для инвалидов, оценка проектных и иных решений, приемка выполненных работ (в соответствии с ФЗ №44), формирование положений о порядке предоставления услуг на объектах недоступных до момента их капитального ремонта, и пр.)

В целях создания условий упорядочения работы по подготовке и реализации ДК, опираясь на положение части 1 ст. 33 Конвенции, в которой указано о возможность учреждения или назначения в правительстве координационного механизма для содействия соответствующей работе, предлагается включать в рабочие группы, осуществляющих деятельность в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и иных МГН:

  • Технических экспертов из числа инвалидов различных категорий, имеющих опыт в области независимой оценки соответствия
  • Экспертов независимой антикоррупционной экспертизы Минюста РФ, имеющих опыт в данной области

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ

Механизм независимой оценки соответствия позволит:

  • Создание дополнительных рабочих мест для инвалидов различных категорий
  • Повышение эффективности деятельности по формированию и обеспечению доступной среды для инвалидов, разработки обоснованных проектов обустройства объектов социальной и иной инфраструктуры и развития услуг с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения;
  • Формирование достоверной и полной информации о доступности объектов и услуг для инвалидов и иных маломобильных групп населения;
  • Осуществление постоянного независимого мониторинга безбарьерной среды в целях создания и сопровождения карты доступности объектов и услуг комплексной инфраструктуры;
  • Обеспечение эффективного использования средств на формирование и обеспечение среды доступности;
  • Усиление рыночных позиций субъектов малого и среднего предпринимательства, членов саморегулируемых организаций;
  • Создание реестра социально ориентированных субъектов предпринимательства;
  • Устранение возможных коррупционных составляющих при формировании и обеспечении среды доступности;
  • Повышение социальной ответственности бизнеса перед обществом

Председатель Совета Системы сертификации,

эксперт независимой антикоррупционной

экспертизы при Минюсте РФ Д.П. Петраков

Специалист Богданова А.Э.

partner4

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ

 

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
14
15
16
17
18
19
20
27
28
29
30

Записаться на курсы и семинары